Формы организации нод. нод как форма обучения детей дошкольного возраста

Дата публикации: 24.08.17

«Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)

в соответствии с ФГОС ДО».

« Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения»

К.Д. Ушинский .

г. Сургут

Организованная образовательная деятельность

согласно ФГОС ДО

«Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сохранение здоровья ребёнка;
  • развитие базовых качеств личности;
  • построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, которое воздействует на результаты работы ДОУ

Главная особенность организации НОД в ДОУ на современном этапе:

  • уход от учебной деятельности (занятий),
  • повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
  • включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение его в непосредственную образовательную деятельность (НОД), которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе

НОД - основная форма обучения в детском саду.

НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми.

Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и образования детей в ДОУ. НОД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Критерии оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;

Соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной

программе и основной общеобразовательной программе ДОУ;

Реализация комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных;

Интеграция образовательных областей.

Интеграция направлений развития и образования детей

(Образовательные Области) ФГОС

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно- эстетическое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

ВИДЫ НОД:

1 Комбинированная НОД - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) .

2 Комплексная НОД - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме).

3 Интегрированная НОД - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи) .

Подготовка к НОД включает следующие компоненты :

Интеграция всех 5 образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равнoправной основе, дополняя друг друга )

-Соответствие и продуманн oсть структуры НОД задачам, сюжетная линия НОД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов переход от одной части к другой )

Целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания

Подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональн oе размещение и т. п.).

Целевая составляющая (триединство задач - четкое определение обучающих, воспитательных иразвивающих задач с учет oм интеграции ОО)

Обучающая задача : повышать уровень развития ребёнка.

Воспитательная : формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Цели НОД

Цель это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.) , который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их

достижения.

Требования при постановке целей:

Главным основанием постановки целей НОД должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т.ч. временных), с другой.

Цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам; напряжёнными, но реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка).

Цели должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они.

Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ.

Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими

Методика проведения НОД

Реализация детских видов деятельности

Они имеют следующие компоненты:

Умение детей принимать познавательную задачу

Активность дошкольников

Готовность дошкольников к проблемным ситуациям

Усвоение детьми программного материала

Использование разнообразных форм организации детей

Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Формы отличаются : по количественному составу участников, способам деятельности, характеру взаимодействия между ними, месту проведения.

-Индивидуальная (с одним ребенком)

-Подгрупповая (индивидуально коллективная)

-Фронтальная (Обще групповая)

Выбор количества детей зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности; интереса детей к данному занятию; сложности материала.

Необходимо помнить : Каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе

Метод как способ достижения цели

«Метод» - путь к чему-либо, способ достижения цели. , т. е. совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели.

Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Каждый метод состоит из определённых приёмов, который направлен на решение более узкой учебной задачи. (Практические, наглядные, словесные, игровые и.т.д.)

Выбор метода обучения зависит от цели и содержания НОД. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

«Прием» - это элемент того или другого метода, частное по отношению к общему.

Мотивация в формировании НОД

МОТИВАЦИЯ - совокупность мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности.

Выбор мотивации зависит: от задач и целей, учёт возраста.

Основной мотив участия /неучастия ребёнка в образовательном процессе

– наличие /отсутствие интереса

Виды мотивации (Мотивация общения,личной заинтересованности,проблемно-бытовая,сказочная,познавательная, информационная (после 6 лет) ,семантическая (обозначающая)6-7лет,достижения успеха (5-7 лет),соревновательная (6-7 лет)

Принципы мотивации :

Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы

Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом

Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат

Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Требования к организации НОД

Санитарно- гигиенические требования.

Дидактические требования.

Организационные требования.

Форма общения педагога с детьми при проведении НОД:

Это - партнерские отношения:

Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге

Разрешено свободное размещение детей

Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности

Разрешено свободное общение детей (рабочий гул)

(На разных этапах НОД партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом)

Особенности организации НОД :

  • организация образовательной деятельности без принуждения;
  • ненасильственные формы организации;
  • развивающий характер обучения дошкольников;
  • чувственный способ познания мира;
  • присутствие субъектных отношений педагога и

детей (сотрудничество, партнерство)

  • игровая цель или другая интересная детям;
  • опора на опыт и знания детей;
  • преобладание диалога воспитателя с детьми;
  • предоставление детям возможности выбора деятельности и

организация проблемно поисковой деятельности;

  • более свободная, в отличии от занятия, структура ОД;
  • создание ситуаций успеха;
  • развитие креативности, самостоятельности, инициативы детей
  • активное участие младшего воспитателя.

Вывод

Основной целью воспитательно-образовательной работы является реализация требования программы воспитания и обучения.

Главная задача – вооружение детей знаниями, умениями, навыками.

А достичь этого можно в процессе правильной организации ОД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. От педагога зависит успех и эффективность воспитательно-образовательной работы. НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Таким образом правильно организованная НОД это:

  • Мотивация.
  • Субъект-субъект, сотрудничество.
  • Интеграция.
  • Проектная деятельность.
  • Партнерство.
  • Комплексный подход к обучению.
  • Самостоятельно-поисковая деятельность.
  • Разнообразие видов деятельности.
  • Совместная деятельность воспитателя и ребенка.
  • Взаимодействие с семьями детей.
  • Учет интересов детей.
  • Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети

Литература :
1. Васюкова Н Е Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного профессионального образования. Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции -Тольятти ТГУ,2002 -Том1,
2. Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6(12)
3.Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010
4. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кибитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990.
5. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997. .
6. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
7. Реализация комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации). Екатеринбург, 2011.

Приложение 2

Воспитатели должны организовывать непрерывную образовательную деятельность (НОД) в соответствии с требованиями ФГОС ДО - в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Однако педагог часто остается единственной центральной фигурой в ходе образовательной деятельности. На это указывает и тот факт, что уровень речевой активности детей остается низким даже на занятиях по развитию речи. Причина этого в немалой степени в том, что воспитатели традиционно используют подробные конспекты НОД, где картина занятия выстроена в мельчайших деталях вплоть до возможных ответов детей. Иногда воспитатель не дает детям высказаться, потому что опасается, что не успеет выполнить то, что задумал. Но ведь цель НОД - развивать детей, а не исполнять задуманный сценарий.

Предлагаем использовать в работе план-модель НОД. Он дает представление об идее и логике образовательной деятельности, отражает последовательность действий и диалога с детьми, но не ограничивает воспитателя и детей в импровизации, идеях, свободном выборе и общении.

План-модель непрерывной образовательной деятельности по объему занимает от 2/3 до 1 страницы. В нем нет познавательного материала, стихотворений, загадок, игр. Их воспитатель берет из картотек и книг, если это необходимо. Такой план воспитателю легче удержать в памяти, чем развернутый конспект или сценарий. Написание такого плана отнимает меньше времени на бумажную работу, что позволяет быстрее подготовиться к образовательной деятельности.

План-модель универсален - его может использовать другой воспитатель: взять идею и развить ее по своему усмотрению.

Какую структуру имеет план-модель

План-модель имеет рамочный характер, поэтому он описывает только основные элементы НОД:

  • этапы НОД, включая целеполагание;
  • ключевые вопросы;
  • ситуация выбора - элемент партнерского взаимодействия.

Целеполагание. Здесь мы имеем в виду цель, которую воспитатель ставит перед собой, т. е. это цель образовательной деятельности. План-модель также включает этап постановки цели для детей.

Пример целеполагания НОД

Цель НОД должна быть актуальной. Например, воспитатель организует исследовательскую деятельность с целью расширения представлений детей об объекте или явлении. Но у дошкольников не получается работать совместно: они конфликтуют, не могут договориться. Какой вывод можно сделать? На данном этапе актуальнее в этой конкретной группе сформировать навыки бесконфликтного общения. То есть цель НОД - организовать ситуацию, в которой у детей формируются навыки бесконфликтного общения.

Современный образовательный процесс в ДОО должен быть вариативным и гибким. Воспитатель может выстраивать его с учетом особенностей группы и конкретных детей.

Цель должна быть конкретной. Желательно, чтобы цель была одна. Частая ошибка воспитателей - стремление объять необъятное. Они ставят перед собой столько целей, что достичь их в отведенный на образовательную деятельность отрезок времени невозможно. Ведь необходимо не только реализовывать поставленную цель, но и отслеживать, насколько успешно это получается сделать. Это не значит, что в процессе НОД воспитанники развиваются только в одном направлении. Интеграция глубоко проникла в образовательный процесс, и дети развиваются разнонаправленно. Но педагогическая деятельность в ходе НОД станет более эффективной, если воспитатель сосредоточится на одной конкретной цели.

Цель должна быть измеримой. Воспитатель не сможет «измерить» достижение 4-5 целей, когда проводит педагогическое наблюдение. Например, у какого количества детей наметился прогресс в овладении умением? Какой уровень самостоятельности проявляют дети, выполняя практические задания? Сколько детей из группы следуют правилам? А определить, достигнута ли одна цель, ему под силу.

Цель должна быть достижимой и соотноситься с определенным сроком. Когда воспитатель планирует образовательную деятельность, не нужно ставить стратегические цели. Например, нельзя за 20 минут развить в детях познавательный интерес, но можно создать для этого условия, организовать образовательную ситуацию для развития познавательного интереса. В последующем анализе воспитатель сможет перечислить эти условия и подтвердить, что цель НОД достигнута.

Цель НОД должна соотноситься с целью более высокого порядка. Главный принцип системы планирования - следовать от стратегических целей (целевых ориентиров) к тактическим, от годовых целей к целям на месяц, неделю, конкретным целям и задачам каждой образовательной деятельности. Цели и задачи должны быть взаимосвязаны.

Задачи НОД должны отражать те шаги, которые планирует предпринять педагог, чтобы достичь поставленной цели. Часто у педагогов задачи - это те же цели, иногда даже шире самой цели, что нелогично. Также неверно цели и задачи менять на программное содержание. Педагогическая деятельность не может быть бесцельной.

Если цели и задачи обозначены правильно, они могут дать общее представление о планируемой НОД.

Мотивация. Организация мотивационного этапа также вызывает у воспитателей затруднения. Об этом можно судить по тому, как однообразны приемы, которые они используют в конспектах.

Педагоги, которые работают с детьми дошкольного возраста, должны изучать методическую литературу, опыт коллег, применять творческий подход к процессу, чтобы вызывать у воспитанников живой отклик, неподдельную заинтересованность, увлечь их различными видами деятельности. Сложно каждый раз придумывать эффектное, мотивирующее и мобилизующее начало, но стремиться к этому нужно. Произвольное внимание в дошкольном возрасте только формируется, и воспитателю нужно постараться, чтобы мотивом участия детей в НОД был их непосредственный интерес, а не указание взрослого.

Для этого необходимо постоянно пополнять копилку мотивационных приемов. Для каждого приема можно придумать условное краткое название, чтобы в плане его подробно не описывать.

Ключевые вопросы. Ключевые вопросы придают общую логику НОД. Это несколько связанных между собой вопросов, которые побуждают детей к продуктивному диалогу. Их количество - 4-5, иногда больше. Они заставляют думать, рассуждать, действовать и в итоге приводят к результату.

Вопросы могут быть мотивирующими (побуждающими к действию), направляющими, проблемными, оценочно-рефлексивными.

Чаще всего большинство вопросов, которые задает воспитатель детям, носят репродуктивный характер, т. е. от ребенка требуется вспомнить что-то, воспроизвести то, чему его научили. Такие вопросы тоже нужны. Но на каждой НОД обязательно должны быть и открытые вопросы - такие, которые подразумевают развернутые ответы и их разные варианты. Особенно это важно для старших дошкольников. Чем больше воспитатель будет задавать открытых вопросов, тем интереснее диалог он выстроит с детьми.

Формулировки ключевых вопросов должны быть краткими, четкими и понятными. В ходе НОД, если дети не уловили сразу суть вопроса, лучше повторить его несколько раз, обращаясь непосредственно к отдельным воспитанникам, а не переформулировать каждый раз вопрос, запутывая детей. Просто нужно дать им время подумать.

В ходе диалога будет больше вопросов и ответов, мнений, высказываний и рассуждений со стороны воспитателя и детей. Но все их запланировать и прописать невозможно и не нужно, если воспитатель добивается свободного общения.

Совместная работа. На данном этапе, как и на следующем, воспитатель предусматривает ситуацию выбора материалов, вида активности, партнера по деятельности и общению. Даже если он предоставляет ребенку не широкий выбор, а всего лишь два варианта, это позволит дошкольнику самостоятельно принять решение.

Самостоятельная работа детей. Данный этап можно не отражать в плане, если воспитатель не предполагает самостоятельную работу. Это зависит от цели НОД. Но если он планирует ее, то должен обозначить свою роль на данном этапе. Воспитатель может:

Рефлексия - последний и обязательный этап НОД. Формировать рефлексивные навыки как показатели личностного роста детей - важная задача воспитателя. В конце образовательной деятельности можно и нужно обсуждать:

  • результат - соответствует ли он цели, ожиданиям в начале НОД (он может быть коллективный (У нас получилось?) и индивидуальный (У тебя получилось?);
  • моменты, которые требуют коррекции (Что хотели бы исправить?);
  • содержание (Что узнали? О чем расскажете дома?);
  • способы, последовательность деятельности (Как достигли результата?)
  • взаимодействие в ходе деятельности: внимание к интересам других, взаимовыручка;
  • отношение к происходящему, эмоциональный фон (с каким настроением работали?);
  • перспективы деятельности (Что еще можно сделать? Что хотели бы еще сделать? Узнать? Какой способ выбрали бы в следующий раз?).

Шаблон плана-модели НОД

КАК СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Листайте презентацию, кликая мышкой, или используйте стрелочки внизу

Электронная презентация о плане-модели НОД

Чтобы вам удобнее было познакомить воспитателей с планом-моделью НОД, используйте

Наталия Трубач
Типы и структура занятий в ДОУ

Семинар ДОУ

«Типы и структура занятий в ДОУ . Составление конспекта занятия »

Составила : музыкальный руководитель Трубач Н. В.

Цель : - систематизировать знания педагогов о структуре занятий , их классификации и

особенностях;

Повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность.

План семинара :

1. Подготовка воспитателя к занятиям .

2. Структура занятия .

3. Классификация занятий .

5. Сравнительный анализ занятий .

6. Практическое задание.

7. Подведение итога семинара.

Занятие – форма организации обучения в детском саду. Сейчас это понятие заменено другим – непосредственно образовательная деятельность (НОД) .

1. Подготовка воспитателя к занятиям .

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов :

1. Планирование занятий ;

2. Подготовка оборудования;

3. Подготовка детей к занятию .

Планирование занятий :

Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия .

Составить план – конспект, который включает в себя :

Программное содержание (образовательные задачи) ;

Оборудование;

Предварительную работу с детьми (если необходимо) ;

Ход занятия и методические приёмы.

Подготовка оборудования :

Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.

Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).

При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям

Создание интереса к предстоящей работе

Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

Организация работы дежурных по подготовке к занятию .

2. Структура занятия . Занятие включает в себя три этапа :

1. Организация детей;

2. Основная часть занятия ;

3. Окончание занятия . Организация детей :

Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания) ;

Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность) .

Основная часть занятия :

Организация детского внимания;

Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин) ;

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом.

Окончание занятия :

Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии , сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);

Переключение детей на другой вид деятельности.

3. Классификация занятий

Название Основание классификации

Дидактическая задача Содержание знаний Форма организации

Занятия усвоения новых знаний и умений

Занятия закрепления ранее приобретённых знаний

Занятия творческого применения знаний и умений

Комбинированные занятия

(одновременно решаются

несколько дидактических

задач) Тематические (классические занятия по разделам обучения)

Комплексные

Интегрированные Традиционные

Нетрадиционные (занятия - соревнования , театрализованные занятия , занятия сюжетно-ролевые игры, занятия – путешествия , ззанятия – игры : поле чудес, Что? Где? Когда, КВН и т. д.)

Каждый из этих типов занятий будет отличаться структурой основной части .

4. Формы проведения НОД в ДОУ.

Виды занятий

Комбинированное занятие В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т. д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т. д.)

Тематическое занятие

Комплексное

занятие Занятие посвящено конкретной теме

Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности) . Комплексные занятия , как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Например : прежде чем нарисовать букет для мамы, дети поют песню о маме, празднике 8 марта, читают стихотворения.

Интегрированное занятие

Занятие , включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий , реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

Например : Занятие «Серый волк» включало в себя следующие методические приёмы :

Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим животным.

Беседа : поведение людей по отношению к животному миру.

Обсуждение образа волка из сказок «Иван царевич и Серый волк» , «Лиса и волк» , «Зимовье зверей» .

Выполнение творческого задания : покажи как двигается волк под музыку.

Рассматривание картины Репина «Иван царевич и Серый волк» .

Рисование волка.

В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий : сформировать у детей представление о волке.

Нетрадиционные занятия

Занятие – творчество Словесное творчество детей по технологии ТРИЗ «Сочиняем сказки «наизнанку» , «Придумаем несуществующее животное. Растение» .

Занятие – посиделки Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности.

Занятие – сказка Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой.

Занятие – пресс-конференция журналистов Дети задают вопросы «космонавту» , героям сказок и другим, реализовывать можно через проектную деятельность «Юные журналисты» .

Занятие – путешествие Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети.

Занятие – эксперимент Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.

Занятие – конкурс Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» , «Форд Боярд» , «Умники и умницы» и другими.

Занятие – рисунки-сочинения

Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.

5. Сравнительный анализ занятий .

Тип занятия

Обучающие

Структура основной части занятий

Усвоения новых знаний Учить….

Знакомить…

Давать представление… Мотивация

Подача нового материала

Закрепление

Закрепления ранее приобретённых знаний

Обобщать.

Систематизировать.

Закреплять…. Мотивация.

Игры, упражнения, беседы на закрепление и обобщение материала

Творческого применения знаний и умений Развивать…

Направлять…. Мотивация

Повторение

Применение имеющихся знаний в новой ситуации

Комбинированное Повторять.

Знакомить…

Давать представление.

Закреплять…. Мотивация.

Повторение ранее изученного

Подача нового материала.

Закрепление

Комплексное

На каждом из занятий решаются задачи каждого вида деятельности

Мотивация

Повторение (может и не быть) .

Введение в новую тему по определяющему виду деятельности.

Практическая деятельность

с решением задач данных

видов деятельности

Интегрированное Задачи определяются конкретным видом, а средствами деятельно для их решения являются другие виды деятельности

Мотивация

Повторение (может и не быть) .

Введение в новую тему.

Закрепление в других видах

деятельности

6. Практическое задание.

А) Педагоги получают карточки с кратким описанием занятий . Необходимо определить, к

какому типу занятий они относятся , какие виды деятельности объединяют.

Карточка 1

Задания к занятию по теме «Девочка чумазая» . (и)

1) К мальчику из произведения К. И. Чуковского вернулись вещи, надо разложить их на полки, каждая обозначена цифрой от 2 до 5, Нужно соотнести цифру с количеством предметов.

2) Девочка решила умыться, какие принадлежности ей необходимы? (умывальные) Девочка умылась, что теперь ей необходимо сделать? Чего не хватает? Нет полотенца. Перед детьми ставится проблема : где взять полотенце? Полотенце потерялось, надо идти на его поиски.

3) В поисках полотенца девочка попадает в произведение К. И. Чуковского «Мойдодыр» и наблюдает за происходящими действиями. Детям предлагается игра-драматизация по этому произведению.

4) Девочка не стала просить полотенце у Мойдодыра. И дети решили нарисовать для девочки красивое полотенце. Детям предлагается на выбор разные материалы : краски, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки, бумага, трафареты.

Карточка 2

Описание занятия по теме «Путешествие в Лицерию. (ком) »

Воспитатель приглашает детей совершить путешествие в необыкновенную страну Лицерию, карта которой напоминает силуэт лица. В этой стране детей ждут незабываемые встречи в зоопарке, где живут звери и птицы с необычными мордочками. На одной из улиц они встречают Петрушку, который может «перемениться в лице» , и «трудиться в поте лица» , знает «как не ударить в грязь лицом» , удивляется когда «на тебе лица нет» . Дети объясняют эти словосочетания, подбирая к ним картинки.

Частью этого занятия был разговор о том , какую роль в жизни человека имеет гигиена и как следует ухаживать за своим лицом.

В заключение дети нарисовали «мордочку понравившегося животного» . Все, кто побывал в Лицерии, уходили оттуда «положа руку на сердце» радостными.

Б) Определить, к какому типу относятся проведённые педагогами занятия , имея конспекты занятий , проанализировать занятия , выявить ошибки и провести работу над ними.

7. Подведение итога.

Юлия Тришина
Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и образования детей в ДОУ . «Закон об образовании » предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ , но какую бы программу не выбрал детский сад главной особенностью в ДОУ на современном этапе : уход от учебной деятельности (занятий) ; повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста ; включение в процесс эффективных форм работы с детьми : ИКТ, проектной деятельности , игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей . Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста , не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Так согласно теории Л. С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка , а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием .

Критериями оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО являются : создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ ; реализация комплекса задач : обучающих, развивающих, воспитательных; интеграция всех образовательных областей .

Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение в непосредственную образовательную деятельность (НОД, которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе.

Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования , обязательными для исполнения при организации НОД являются : Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ; «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013); Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях

Так что же такое НОД? НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей , которая определяется уровнем освоения и решения конкретных образовательных задач возрастом детей , непосредственным окружением ОУ , текущей темой и др., которая соединяет обучающую функцию и совместную деятельность , но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми , но между тем им необходимо учитывать разницу между «старым» обучением и «новым» . НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач . То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта.

Классификация НОД включает в себя : комбинированную НОД - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) ; комплексную НОД - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, но при этом один вид деятельности доминирует , а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме); интегрированную НОД - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). Основанием классификации служат : дидактическая задача и содержание ОД (раздел обучения- классическая ОД по разделам обучения; интегрированная ОД (включающие содержание из нескольких разделов обучения) .

Как же проводится подготовка к НОД и что следует учитывать? Подготовка к НОД включает следующие компоненты :

Интеграция пяти образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя и обогащая друг друга при решении дидактических задач особенностей темы дня, недели, места данного вопроса в теме, уровня подготовленности детей на данном этапе от простого к сложному;

соответствие и продуманность структуры НОД задачам и сюжетная линия НОД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов перехода от одной части к другой) целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности , дифференцированный подход и вариативность задания

Подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту , эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.).

Целевая составляющая (триединство - четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач) с учетом интеграции ОО (Обучающая : повышать уровень развития ребёнка. Воспитательная : формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая : при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение , восприятие.)

Сегодня, формулируя задачи образовательной деятельности , мы убираем глаголы - учить, научить, заменяя их альтернативными. Например, обогащать, формировать и т. д.

Организуя НОД с дошкольниками , необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта НОД носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей НОД (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт : знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности , а во время развивающей НОД они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.

Цель НОД – это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др., который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения. Цель НОД, будучи достигнутой, должна приближать к конечной цели программы. Главным основанием постановки целей НОД должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т. ч. временных) с другой. Цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам; напряжёнными, но реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка) ; сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они и известны всем участникам деятельности , понятны и осознанно приняты ими. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ. Алгоритм постановки цели : оценка имеющейся проблемы и определение главной, чётко ее формулировка; определение шагов (действий) по её решению, их последовательность; точное определение промежуточного результата (эффекта) исполнения каждого шага (действия) ; оценка каких (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД; определение и формулировка цели НОД, содержащей описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной ОД.

Способ достижения цели в НОД - это совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели, которая называется методом. Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности педагога и воспитанника в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания НОД. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Каждый метод состоит из определённых приёмов (элементы того или другого метода, частное по отношению к общему, которые направлены на решение более узкой учебной задачи и чем разнообразнее приёмы , тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. При организации НОД используют традиционные методы и приемы (практические, наглядные, словесные, игровые, перцептивные -чувственное воспитание) и современные методы и приемы : методы формирования интереса к учению, долга и ответственности (авт. Бабанский, методы повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева, методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов) , методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)

Методика проведения НОД включает следующие компоненты : реализация всех детских видов детской деятельности и использование разнообразных форм организации детей , которые зависят от степени активности детей, наличия интереса, навыка самостоятельности, уровня коммуникативности, возрастных и индивидуальных особенностей детей, вида деятельности , сложности материала. Форма организации обучения осуществляется в определенном порядке и режиме и отличаются по количественному составу участников, способам деятельности , характеру взаимодействия между ними, месту проведения

Как определяется структура НОД? Структура НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Структура НОД в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности и строится : на субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка; на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми ; на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками; на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.) .

Этапы реализации НОД : Мотивационный этап - водная часть : (организация детей ) предполагает организацию детей , переключение внимания детей на предстоящую деятельность , стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты; содержательный этап - основная часть : (практическая деятельность ) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность , выполнение всех поставленных учебных задач, на этом этапе осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение, создание условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата); рефлексивный этап - заключительная часть (рефлексия, подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности . В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции, а в средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей , в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Эффективность рефлексивной части - это отношение детей к НОД и мотивация их на перспективу НОД.

Принципы которые используют при организации НОД : амплификации развития ребенка; культурно-исторический и личностно-ориентированный принципы; принципы развивающего образования и деятельностного обучения , принципы заинтересованности и природосообразности ,принцип здоровьесбережения; принцип тематичности.

Какие же инновационные технологии используются? Это - проектная деятельность , проблемно-поисковая (исследовательская деятельность , ТРИЗ, метод моделирования, дифференцированное обучение, деятельностный метод , интегрированное обучение, проблемно-игровое обучение, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии.

Успешность формирования НОД зависит от того, какими мотивами она побуждается : от определения содержания, направленности и характера деятельности . Выбор мотивации зависит от задач и целей, учёт возрастных особенностей . Мотивация должна быть экономной. Основной мотив участия/неучастия ребёнка в образовательном процессе – наличие/отсутствие интереса. Виды мотивации : игровая мотивация (даёт лучшие результаты, т. к. детям это нравится : на каждом возрастном этапе игровая мотивация должна меняться и связываться с этапами игровой деятельности ); внешняя мотивация (если ребёнок не хочет учиться, научить его нельзя; внешне деятельность детей во время НОД может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная); внутренняя мотивация,которая вызвана познавательным интересом ребёнка (результаты НОД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами); мотивация общения, личной заинтересованности, проблемно-бытовая, сказочная; мотивация достижения успеха (5-7 лет, познавательная информационная (после 6 лет, семантическая (обозначающая) и соревновательная (6-7 лет) . Так в дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается прежде всего потребностью в новых впечатлениях, которая является базовой потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней

Воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества, поэтому он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Особое внимание уделяется предметной развивающей среде, которая должна быть ориентированной на ребенка и способствовать тому, что дети самостоятельно делают выбор; активно играют; используют материалы, которым можно найти более чем одно применение; работают все вместе и заботятся друг о друге; отвечают за свои поступки.

При проведении НОД следует выполнять ряд санитарно-гигиенических требований : прежде всего это учёт возрастных , психофизиологических особенностей детей и соблюдение гигиенических условий (помещение должно быть проветрено , при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям); удовлетворение двигательной активности и длительность НОД, которая должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.

Дидактические требования : точное определение образовательных задач НОД , ее место в общей системе образовательной деятельности ; творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве; определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей; выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД; обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные , наглядные и практические методы с целью занятия; использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки, словесные и игровые приемы, дидактический материал.: систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные требования : иметь в наличие продуманный план проведения НОД ; четко определенные цель и дидактические задачи НОД; грамотно подобранные для рационального использования различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ; необходимая дисциплину и организованность детей при проведении НОД . НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям, ее следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности ); организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.

Также следует создать обеспечение психолого-педагогических условий в НОД : обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержка индивидуальности и инициативы детей через; создание условий для свободного выбора детьми деятельности ; создание условий для принятия детьми решений , выражения своих чувств и мыслей; не директивная помощь детям; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ; создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми ; развитие коммуникативных способностей детей и умения детей работать в группе сверстников.

Какая должна быть форма общения педагога с детьми при проведении НОД ? Это - партнерские отношения : взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в круге. В ходе проведения НОД разрешено свободное размещение детей и их свободное перемещение в процессе деятельности , а также свободное общение детей (рабочий гул) . Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми , на которые указывает Н. А. Короткова : включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми ; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) ; свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства) ; открытый временной конец деятельность (каждый работает в своем темпе) ; образовательная деятельность детей в режиме дня . В проявление личностных качеств педагога следует отметить речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность , интонационная выразительность, его педагогическую культуру, такт, позицию по отношению к детям, стиль педагогического руководства, внешний вид. Организация НОД в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом : «Мы включены в деятельность , не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором : мы все хотим делать это». На разных этапах непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом

В заключение хочется сказать, что от педагога зависит успех и эффективность воспитательно- образовательной работы , основной целью которой является реализация требования программы воспитания и обучения, а главной задачей – вооружение детей знаниями, умениями, навыками. Современные подходы к организации НОД требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования . А достичь этого можно только в процессе правильной организации НОД , которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон : теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Таким образом правильно организованная НОД это :

Мотивация.

Субъект-субъект, сотрудничество.

Интеграция.

Проектная деятельность .

Партнерство.

Комплексный подход к обучению.

Самостоятельно-поисковая деятельность .

Разнообразие видов деятельности .

Совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Взаимодействие с семьями детей.

Учет интересов детей.

Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети

Литература

1. Васюкова Н Е Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного профессионального образования . Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции -Тольятти ТГУ,2002 -Том1,

2. Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6(12)

3. Вершинина Н. Б., Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель» , 2010

4. Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кибитина И. И. Старший воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990.

5. Воробьева Т. К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения . – М.: «Ансел-М» , 1997. .

6. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ »

7. Реализация комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации) . Екатеринбург, 2011.

Виды НОД. требования к конспекту НОД.

Виды занятий: классическое, комплесное, тематическое, итоговое, экскурсии, групповые, игра, труд.

Классическое занятие в ДОУ имеют следующие особенности:

Структура классического занятия;

Начало занятия;

Предполагает организацию детей.

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты).

Ход (процесс) занятия:

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Окончание занятия:

Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга

Интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

1. Классическое занятие

По старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия.

2. Комплексное (комбинированное занятие)

Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).

3. Тематическое занятие

Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «наши игрушки» и др.

4. Итоговое или контрольное занятие

Выяснение усвоения программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).

5. Экскурсия

В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др.

6. Коллективное творческое дело

Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города.

7. Занятие–труд

Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

8. Занятие-игра

«Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает.

9.Занятие-творчество

Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

10. Занятие-посиделки

На фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.

11. Занятие-сказка

Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

12. Занятие пресс-конференция

Дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.

13. Занятие-десант

Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут.

14. Занятие комментированного обучения

Всей группе детей дается задание – образование числа «7». Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число, остальные молча выполняют, если говорящий ошибся, начинается обсуждение. Варианты: воспитатель рисует на доске, дети комментируют изображение, составляют рассказ или воспитатель рисует то, о чем рассказывают дети.

15. Занятие-путешествие

Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге».

16. Занятие-открытие (проблемное занятие)

Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети ее сообща решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки».

17. Занятие-эксперимент

Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с не все что хочет – рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом.

18. Занятия-рисунки-сочинения

Воспитатель рисует, дети составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду.

19. Занятие-конкурс

Типа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок.

Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, капитан выступает, дети дополняют.

20. Групповые занятия (вариант конкурса)

Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» свое время года, рисуют, рассказывают придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.).

21. «Игра-школа»

Школа космонавтов (физкультурников), школа лесных жителей (зверей), школа юного шофера и пешехода. Рассказывают о себе, поют, танцуют, пантомима и т.д.

Конспект НОД:

1. Заголовок. В заголовке не обязательно писать название НОД (например, конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).

2. Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД и желательно интеграцию с другими образовательными областями, а также интеграцию детских видов деятельности.

3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).

5. Задачи. Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели НОД». Это методически неправильно. Цель – это финальный и общий результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса (т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много.

И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит.

6. Ход непосредственно образовательной деятельности. Основные моменты самой образовательной деятельности я отразила в статье «Как разработать развивающее занятие», так как любая образовательная деятельность по ФГОС должна быть развивающей.

Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.

Публикации по теме