Большая христианская библиотека. Природа сомнений: как от них избавляться

Мы не можем постичь тайны. — Слово Божье, равно как и характер его Божественного автора, содержит тайны, которые никогда не смогут полностью постичь люди. Появление греха в мире, воплощение Христа, воскрешение мертвых, возрождение и многое другое, описанное в Библии, является тайной слишком глубокой, чтобы человеческий разум мог ее понять и объяснить. Но у нас нет причин сомневаться в Слове Божьем лишь только потому, что мы не можем уразуметь его до конца.

В природе мы постоянно соприкасаемся с тайнами, в которые до конца не можем проникнуть. Даже в самых простейших формах жизни мы соприкасаемся с такими загадками, которые не доступны нашему разумению. Повсюду мы видим чудеса, которые выше нашего понимания. Должны ли мы поэтому удивляться, что в духовном мире также есть тайны, которые мы не в силах объяснить? Вся сложность заключается лишь в слабости и ограниченности человеческого ума. Священные Писания содержат в себе достаточно доказательств своего Божественного происхождения. Мы не должны сомневаться в Его Слове только потому, что не можем постичь все Его тайны (Путь ко Христу, с. 106, 107 ).

Возможность для сомнения не устраняется. — Невзирая на то, что Бог дал нам достаточно оснований для нашей веры, Он никогда не устранит все поводы для неверия. Те, кто ищет крючки, чтобы повесить на них свои сомнения, непременно найдут их. И те, кто откажется принять Слово Божье и повиноваться ему, пока не будут разрушены все преграды и не будет устранена всякая возможность сомнения, никогда не придут свету.

Недоверие к Богу является естественным результатом невозрожденного сердца, враждующего с Ним. Но вера вдохновляется Святым Духом, и она растет и укрепляется, только если ее лелеять. Никто не может укрепиться в вере без решительных усилий. Неверие усиливается, если его поощрять. И если люди, вместо того чтобы размышлять о доказательствах, которые даны Богом для укрепления их веры, позволяют себе сомневаться и выискивать всевозможные недостатки, то они будут еще больше утверждаться в своем сомнении (Великая борьба, с. 527 ).

Воздействие множества доказательств. — Желающие усомниться найдут для этого множество поводов. Бог не предлагает устранить всякий повод для неверия. Он дает свидетельство, которое должно быть тщательно исследовано в духе ученичества и смиренномудрия, и всем следует принимать решение на основании неопровержимых свидетельств. Бог дает достаточно доказательств, чтобы все искренние люди, имеющие открытый ум, уверовали. Но те, кто отворачиваются от многочисленных доказательств только из-за того, что какие-то вещи они не смогут уяснить своим ограниченным разумом, останутся в холодной, ледяной атмосфере неверия и сомнений и потерпят крушение в вере (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 675, 676).

Не доверяй чувствам (совет сомневающемуся). — Согласно великому замыслу милости от начала каждая страждущая душа должна доверяться Божьей любви. В настоящее время, когда твой ум мучается сомнением, твоя безопасность в том, чтобы доверять не чувствам, а живому Богу. Все, чего Он ожидает от тебя, — это довериться Ему, признать в Нем своего верного Спасителя, Который любит тебя и прощает тебе все ошибки и заблуждения (Письмо 299,1904 г.).

Мысль сомнения не должна увидеть света. — Бодрствуйте верно, как Авраам, чтобы вороны и иные хищные птицы не налетели на вашу жертву и приношение Богу. Нельзя говорить вслух о сомнениях, которые возникают в мыслях. Мы отгоняем от себя свет словами, воздающими славу силам тьмы. Жизнь нашего воскресшего Господа должна ежедневно проявляться в нас (Письмо 7, 1892 г.; Избранные вести, т. 2, с. 243).

Человек, постоянно сомневающийся, сосредоточен на себе. — Великая беда быть постоянно сомневающимся человеком, сосредоточившим взгляд и мысли на себе. Пока вы смотрите на себя, пока ваше «я» является средоточием ваших мыслей и разговоров, вам не удастся соответствовать образу Христа. Свое «я» не спасает вас. У вас нет качеств, способных дать вам спасение. Свое «я» — слишком утлое суденышко для вашей веры. Как только вы доверитесь ему, оно непременно пойдет ко дну.

В спасательную шлюпку, скорее в спасательную шлюпку! Это ваше единственное спасение. Иисус — ее капитан, а Он никогда не терял пассажиров. Сомневающиеся, унылые люди, можно ли ожидать, что ваше сердце засияет любовью Христа? Можно ли ожидать, что Его радость пребудет в вас и ваша радость будет полной, если вы сосредоточены и подкрепляетесь своими несовершенными качествами характера? (Письмо 11, 1897 г.).

Вера в противовес неверию. — Мы не сознаем, как много теряем из-за своего неверия. Без веры мы будем вовлечены в безнадежную борьбу. У нас есть Спаситель, Который понимает каждый этап нашей жизни. Он знает о наших разочарованиях и о том, в какой именно помощи мы нуждаемся. Нам нужна вера в Него — вера, действующая любовью и очищающая душу (Рукопись 41, 1908 г.).

Вера возрастает в борьбе с сомнениями; добродетель крепнет в сопротивлении искушению (Молодежный руководитель, апрель 1873 г.).

Лелейте веру. — Неверие не поощряется никоим образом. Господь вновь и вновь проявляет Свою благодать и Свою силу, и это должно научить нас, что всегда при всех обстоятельствах полезно лелеять веру, говорить о вере, проявлять веру. Но не следует ослаблять наши сердца и наши руки, позволяя внушениям недоверчивого ума сеять в наших сердцах семена сомнения и неверия (Письмо 97, 1898 г.; Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 928).

Сомнение провоцирует болезни нервной системы. — Уверенность в Божьем одобрении содействует физическому здоровью. Она защищает душу от сомнения, беспокойства, чрезмерной печали, которые часто иссушают жизненные силы и провоцируют болезни нервной системы, более всего подтачивающие и подрывающие здоровье. Господь ручался в Своем неизменном слове, что очи Его обращены на праведников, и уши Его — к молитве их, но лицо Господне против всех, делающих зло. Нам приходится очень тяжело трудиться для себя в этом мире, когда мы идем дорогой, запрещенной Господом (Ревью энд Геральд, 16 октября 1883 г.; Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 1146).

Никакое подозрение не должно владеть нашим умом. — Наш ум не имеет права поддаваться сомнению или недоверию. Мысли о Божьем величии не должны подрывать в нас веру. Да поможет нам Господь смирить себя в кротости. Христос снял с Себя царскую одежду и венец, чтобы связать Себя с человечеством и доказать, что люди могут быть совершенными. Облеченный в одежды милосердия, он прожил в нашем мире совершенную жизнь, оставив нам доказательства Своей любви. Он сделал то, что должно исключить всякое неверие в Него. По воле Отца Он покинул небесные чертоги, чтобы принять на Себя человеческую природу. Его жизнь являет пример того, чем может быть наша жизнь. Чтобы сознание Божественного величия не поколебало нашу веру в любовь Божью, Христос стал мужем скорбей, изведавшим человеческие страдания. Человеческое же сердце, посвященное Ему, станет священной арфой, издающей святые звуки (Письмо 365, 1904 г.; Избранные вести, т. 2, с. 254).

Нет оправдания разговорам о разочаровании. — «Отца… избавившего нас от власти тьмы» (Кол. 1:12,13). Если это так, можно ли оправдать разговоры о разочаровании, неверии и сомнении, окутывающих нас тьмой, словно мантией? Отбросим же мрачную тьму сомнения, навеянную сатаной, зачинщиком всякого сомнения и разочарования. Он стремится бросить свою адскую тень поперек нашего пути. Наша вера должна пронзить мрачные тучи сомнения и неверия, держась за руку Христа (Рукопись 102, 1901 г.).

Как Елена Уайт отталкивала тень сомнения. — Когда сатана бросает свою адскую тень поперек моего пути, я не гляжу на нее, не говорю о ней, не прославляю дьявола, рассказывая о нем, о его силе, о том, какое тяжкое время я переживаю. Нет, верой я прохожу сквозь тень и хватаюсь за Иисуса Христа. Взирая, мы «изменяемся в тот же образ от славы в славу». Говорите о вере. Каждое сомнение, выраженное вами, — это посеянное семя, а это семя пустит корень в каком-то сердце. Нам не следует произносить ни единого слова сомнения и таким образом не возносить сатану за его удивительную силу держать нас в подчинении. Нет, Христос искупил меня и спас меня. Сатана не имеет силы надо мною (Рукопись 16, 1894 г.).

Ложные идеи относительно Бога. — Дьявол торжествует, когда ему удается ввергнуть детей Божьих в неверие и отчаяние. Он злорадствует, когда видит, что мы не доверяем Богу и сомневаемся в Его готовности и силе спасти нас. Он ликует, когда мы думаем, что Провидение Божье причиняет нам вред.

Сатана делает все, чтобы представить Господа немилосердным и безжалостным. Он искажает истину и внушает людям ложные понятия о Боге. А мы, вместо того чтобы размышлять о Божественной истине, слишком часто мысленно останавливаемся на ложных представлениях сатаны и бесчестим Бога тем, что не доверяем Ему и ропщем на Него. Сатана постоянно стремится чем-то омрачить религиозную жизнь. Он хочет, чтобы она казалась изнурительной и трудной. И если христианин своей жизнью подтверждает такое представление о религии, то он помогает врагу (Путь ко Христу, с. 116 ).

Закройте дверь вашего сердца для сомнений. — Когда к вам подступает дьявол со своими сомнениями и неверием, закройте дверь вашего сердца. Закройте глаза, чтобы не видеть его адской тени. Возведите их ввысь, где они смогут видеть вечное, и получите постоянную поддержку. Испытанная вера ваша драгоценнее золота… Она дает вам смелость сражаться в битвах Господних, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12).

Сатана притязает на этот мир. Он притязает на нас как на свою собственность. Так отдадим ли мы ему то, на что он притязает? Нет. Я ведь принадлежу другому. Я куплена дорогою ценою, и моя задача — прославлять Бога в моем теле и духе. У меня нет времени выражать неверие. Я должна говорить о вере. Я должна укреплять веру упражнением. Следовательно, моя вера возрастает, когда я решаюсь более и более полагаться на обетования Божьи.

Чудный, дивный Иисус. Я люблю Его, потому что Он для меня — утешение, надежда, возможность и источник — лично для меня и для вас. Я хочу, чтобы вы считали себя Его собственностью. Держите ваши лица как кремень повернутыми к горе Сион. Удостоверьтесь, что там есть сокровище, которое вы можете обрести (Рукопись 17, 1894 г.).

Одно слово сомнения готовит путь для следующего. — Одно слово сомнения, одно слово, выражающее недобрую мысль, или злоязычие готовит путь для других подобных слов. Сеются семена, из которых вырастет урожай, собрать который захотят немногие (Письмо 117, 1896 г.).

Спрятанные семена сомнения. — Люди, которых тревожат сомнения и у которых возникают неразрешимые трудности, не вправе повергать других в такое же недоумение. Иные из таких людей намекали на свое неверие или высказывали его вслух, а затем переключались на другие темы, не подозревая о том впечатлении, которое их слова произвели на собеседников. В каких-то случаях семена неверия сразу же дают всходы, тогда как в других они долго находятся в подсознании, пока человек не встанет на неверный путь и не освободит место врагу, пока у него не будет отнят Божественный свет и он не падет жертвой сильных сатанинских искушений. Тогда семена безбожия, посеянные много лет назад, всходят. Сатана подкармливает их, и они приносят плод.

Все, что исходит от служителей, которые должны были бы стоять во свете, оказывает особенно сильное влияние. Если они не стоят в ясном Божественном свете, сатана использует их как своих агентов и через них посылает свои огненные стрелы, чтобы поражать умы людей, не готовых сопротивляться тому, что говорят им их служители (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 378 ).

Наш долг верить. — Верьте, что слово Бога не подведет, что Он верен Своим обещаниям. Вы должны исповедовать ваши грехи настолько, насколько вам следует верить, что Бог исполнит Его слово и простит ваши грехи. Вы должны упражнять свою веру в Бога как в Того, Кто сделает то, что Он обещал, а именно — простит все ваши беззакония.

Как нам узнать, что Господь на самом деле является Спасителем, прощающим наши грехи, и испытать глубокое счастье в Нем, великую благодать и любовь к сокрушенным сердцем, в которой Он уверил нас, если мы не верим безоговорочно Его слову? О, как многие печалятся, грешат и каются, всегда находясь под тенью осуждения. Они не верят слову Господню. Они не верят, что Он сделает именно то, что обещал (Письмо 10, 1893 г.).

Причина сомнения — любовь ко греху. — Как бы это ни скрывалось, но в большинстве случаев настоящая причина сомнений и скептицизма — любовь ко греху. Наставления и ограничения Слова Божьего неприемлемы для гордого, любящего грех сердца, и те, кто не хочет подчиниться требованиям Писания, готовы сомневаться в его авторитете. Чтобы найти истину, мы должны иметь искреннее желание познать ее и повиноваться ей. Все, приступающие с таким духом к изучению Библии, найдут множество свидетельств, что она есть Слово Божье. Они смогут понять ее истины, которые умудрят их ко спасению (Путь ко Христу, с. 111 ).

Неосмотрительные лелеют сомнения и неверие. — Сомнения и неверие лелеются теми, кто невнимателен к состоянию своей души. В них гнездится болезненное осознание того, что их жизнь не выдержит испытания Духа Божьего, говорящего либо через Его Слово, либо через свидетельства Его Духа, приводящие их к Его Слову. Вместо того чтобы начать с собственных сердец и прийти в согласие с чистыми принципами Евангелия, эти люди порицают и осуждают те средства, которые избрал Бог для приготовления людей, дабы им устоять в день Господень (Рукопись 1, 1883 г.; Избранные вести, т. 1, с. 45).

Вынашиваемые сомнения воспринимаются как достоверные факты. — Общепринятый метод образования молодых людей не отвечает эталону настоящего образования. В учебные пособия вкраплены безбожные идеи, а глаголы Божьи представлены в сомнительном или даже в неприглядном свете. Так молодые люди усваивают сатанинские внушения, и сомнения, однажды принятые, становятся для принявших их достоверными фактами, а научные исследования вводят в заблуждение из-за того, как открытия науки толкуются и искажаются (Молодежный руководитель, 31 января 1895 г.; Медицинское служение, с. 90).

Что делать с сомнением. — Вы раните сомнением сердце Христа, а ведь Он дал столько доказательств Своей любви, отдав Свою собственную жизнь, чтобы спасти нас, дабы мы не погибли, но имели жизнь вечную. Он сказал нам, что нам следует делать. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28) (Письмо 10, 1893 г.).

Сомнения исчезают, когда люди ищут блага другим. — Многие жалуются на свои сомнения и скорбят, не уверенные в том, что они имеют связь с Богом. Зачастую подобное происходит потому, что люди ничего не делают для дела Божьего. Пусть братья и сестры ревностно стремятся помогать ближним и нести им благословение, и тогда отчаяние и сомнения исчезнут (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 395 ).Те, кто постоянно выражает сомнения и требует дополнительных доказательств, чтобы отогнать мрак неверия, не созидают на Слове. Их вера зависит от обстоятельств, она основана на чувствах. Но чувства, даже самые приятные, — это не вера. Слово Божье является основанием, на котором должны строиться наши надежды на небо (Письмо 11,1897 г.).

Чем больше ты говоришь о сомнении, тем мрачнее оно становится (совет сомневающемуся служителю). — Я видела, что ангелы Божьи с печалью смотрят на тебя. Их уже нет рядом с тобой, они со скорбью отвернулись от тебя, в то время как сатана и его ангелы глумятся над тобой. Если бы ты сам боролся с сомнениями и не потворствовал дьяволу искушать тебя, высказывая вслух неверие и с удовольствием рассуждая о неверии, то не привлек бы к себе такое количество падших ангелов. Но ты предпочел говорить о тьме, рассуждать о ней, и чем больше ты говоришь и размышляешь о ней, тем более сгущается тьма вокруг тебя.

Ты отсек себя от любого луча небесного света, и глубокая пропасть пролегла между тобой и Тем Единственным, Кто может помочь тебе. Если ты будешь продолжать идти таким путем, тебя ожидают страдания и несчастья. Десница Божья остановит тебя самым неприятным для тебя образом. Его гнев не замедлит сказаться. Но сейчас Он приглашает тебя. Ныне, именно ныне Он призывает тебя вернуться к Нему без промедления, и Он милостиво простит твои грехи и уврачует твою духовную немощь. Бог ведет особенный народ. Он освятит, очистит его и приготовит к переселению на небо. Все мирское будет отделено от избранных Божьих сокровищ, пока они не станут подобны золоту, семикратно очищенному огнем (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 430. 431 ).

Пусть лучи света рассеют тьму сомнения. — Нам нужно исполниться всею полнотою Божьей, тогда мы обретем жизнь, силу, благодать и спасение.

Как нам получить эти великие благословения? Христос умер, чтобы мы могли принять их верой во имя Его. Он щедро предлагает нам свет и жизнь. Зачем нам настойчиво вбивать крючки и развешивать на них свои сомнения? Зачем нам заполнять наш разум унылыми сомнениями? Почему бы не позволить ярким лучам Солнца праведности освещать уголки сердца и ума и рассеять тени неверия? Обратимся к Свету, к Иисусу, драгоценному Спасителю.

Вместо того, чтобы смотреть на недостатки и изъяны некоторых людей, начните размышлять о характере Того, в Ком нет несовершенства. Иисус «лучше десяти тысяч других» и «весь Он любезность». Ни один человек не должен быть нашим образцом. Бог явил нам совершенный образец в Своем единородном Сыне, и, взирая на Него, мы изменяемся в Его образ. Взирайте на Христа, Который сидит на престоле высоком и превознесенном, и слава Его наполняет храм (Недатированная рукопись 23).

Лекция 9.

Проблема субстанции и гносеологические дискуссии философии Нового Времени.

План.

1. Ф. Бэкон как родоначальник европейской науки, идолы разума, индуктивный метод познания.

2. Рене Декарт как основатель рационалистической методологии познания.Учение о методе.

3. Этика и учение о субстанции Б. Спинозы.

4. Сенсуализм Локка, учение о превичных и вторичных качествах.

5. Субъективный идеализм Беркли.

Литература.

1) Нарский Э. В. Западноевропейская философия XVIII в. – М., 1975.

2) Нарский Э. В. Западноевропейская философия XVII в. – М., 1973.

3) Соколов В. В. Европейская философия XV – XVIII вв. – М., 1974.

Социально-экономические, идейные предпосылки философии Нового Времени.

XVII век является переломным в европейской истории. Развивается капитализм, происходит перестройка экономической, социальной и политической жизни. Первые буржуазные революции (в Нидерлан­дах и Англии) отгремели именно в этом столетии. Не менее ра­дикальные события развивались и в сфере духа. Здесь на первый план вышла наука. Ее стремительное развитие в XVII в. по праву именуется научной революцией. Достижения в этой сфере были велики и многообразны:

Становление экспериментально-математического естествознания

И. Кеплер (1571-1630) формулирует законы движения планет (Солнечной системы).

Г. Галилей (1564-1642) закладывает основы классической фи­зики. Он объявляет решительную войну схоластике и телеологии; настаивает на экспериментальном изучении сил природы и их математическом описании.

Э. Торичелли (1577-1644) открывает атмосферное давление.

Р. Бойль (1627-1691) создает основы аналитической химии, вводит понятие химического элемента, изучает свойства газов.

И. Ньютон (1643-1727) формулирует классические законы механики, открывает закон всемирного тяготения, создает корпускулярную теорию света и т.д.

С развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научных исследований. На путях решения этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. - эмпиризм и рационализм.



Эмпиризм (от греч empeiria - опыт) - направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считавшее источником знания и критерием его истинности научно организованный опыт или эксперимент.

Рационализм (от лат. ratio - разум) - направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривавшее разум как главный источник знания и высший критерий его истинности.

К отличительным особенностям развития западноевропейской философии XVII в. обычно относят следующие ориентация на гносеологические проблемы; главная задача – философии разработка методологии науки;

В онтологии центральной оказывается проблема субстан­ции (Декарт, Спиноза, Лейбниц);

В области взаимоотношений с религией большинство фи­лософов переходит на позиции пантеизма и деизма;

Поставив в центр своих философских систем мыслящего
субъекта, философы XVII в. начали утверждать приоритет
человеческого разума
не только в познании, но и в области
нравственности, политики, права и других социальных образований.

Ф. Бэкон

Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 -1626). В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опы­тов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна иметь прежде всего практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а «господство­вать над природой можно, только подчиняясь ее законам. Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: «Знание - сила». Могуществен тот, кто знает. Путем, ведущим к знанию, явля­ется наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый дол­жен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения еди­ничных фактов кшироким обобщениям, т.е. применять индук­тивный метод познания . В своем трактате «Новый органон» Бэкон развил новое понимание задач науки. Именно он возжег факел новой науки - методологии экспериментального естествознания, которую он утверждал как залог будущего могущества человека. Следуя этой методологии, можно собрать богатую жатву научных открытий. Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных «призраков».

«Призраки рода» - это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей (склонность к принятию желаемого за действительное, доверие непосредственному опыту, не основанное на более тщательном изучении того, какими в действительности являются воспринимаемые вещи);

«Призраки пещеры» заклю­чаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от вос­питания, вкусов, привычек отдельных людей;

«Призраки рынка» - это привычки пользоваться в суждении о мире ходячи­ми представлениями и мнениями без критического к ним отноше­ния; «призраки театра» связаны со слепой верой в авторитеты. Не ссылаться ни на какие авторитеты - таков был принцип науки Нового времени, избравшей в качестве девиза изречение Горация: «Я не обязан клясться ничьими словами, кто бы он ни был».

«Призраки театра» - склонность слепо верить авторитетам.

Обращает на себя внимание тот принципиальный факт, что Бэкон был глубоко верующим человеком. Наука состоит из двух видов знания - один из них внушается Богом, а другой ведет свое начало от органов чувств. Наука, таким образом, делится на теологию и философию. Бэкон стоял на пози­ции двойственной истины: есть истина религиозная и «светская». При этом он требовал строгого разграничения сфер компетенции этих видов истины. Теология ориентирована на трактовку Бога, но тщетно стремление человека достичь осмысления Бога естест­венным светом разума. Вера в Бога достигается путем откровения, тогда как «светская» истина постигается опытом и разумом..

Универсальный метод науки - индукция. Очистив разум от идолов, следует выбрать надежный источник познания. Таковым, по Ф. Бэкону, может быть только практический опыт, эксперимент. Философ ориентирует науку на поиск своих открытий не и древних текстах, а в поле, мастерской, в природе. При этом из всех общенаучных методов познания наибольшим доверием Ф. Бэкона пользуется индукция, которую он стремится превратить в универсальный метод науки. (Индукция - это способ рассуждения, при котором общий вывод делается m основе обобщения ряда частных посылок.) Устанавливать законы в какой-либо области можно только двигаясь от изучения единичных фактов к общим положениям.

Определяя индукцию как истинный метод, Ф. Бэкон вместе с тем не выступает против дедукции (при которой суждение о частном случае выносится на основе общего правила) и общих понятий. Но они должны образовываться постепенно в процессе восхождения от единичных, опытных данных и не отрываться от опыта, эксперимента.

Т.о., Бэкон - основоположник ме­тодологии опытного научного исследования. Он предложил целую программу просвещения людей и борьбы против невежества и предрассудков.

Декарт - методическое сомнение и доверие разуму.

Жизнь. Француз Рене Декарт (Rene Descartes, 1596-1650) изучал схоласти­ческую философию в иезуитской коллегии Ла-Флеш. Он рано начал сомневаться в ценности книжной учености, так как, по его мнению, у многих наук отсутствует на­дежное основание. Оставив книги, он начал путешествовать. Хотя Декарт был ка­толиком, но одно время он участвовал на стороне протестантов в Тридцатилетней войне. В круг его интересов входила верховая езда, музыка, фехтование и танцы. В возрасте 23 лет во время пребывания на зимних квартирах в Германии он сфор­мулировал основные идеи своего метода. Спустя десять лет он перебрался в Гол­ландию, чтобы в мире и покое заниматься исследованиями. В 1649 г. отправился в Стокгольм к королеве Кристине. Шведская зима оказалась для него слишком су­ровой, он заболел и умер в феврале 1650 г.

Труды. Его основные произведения включают Рассуждение о методе (Discours de la methode, 1637) и Метафизические размышлении.

Согласно Декарту, разногласия в философии существуют по любому вопросу. Единственным действительно надежным методом является математическая дедукция. Поэтому Декарт в качестве на­учного идеала рассматривает дедуктивную систему. Этот идеал стал определяющим фактором декартовой философии.

Если философия должна быть дедуктивной системой типа Ев­клидовой геометрии, то тогда необходимо найти полностью определенные и истинные предпосылки (аксиомы).

Этот научный идеал, заимствованный Декартом из математи­ки и выражающий некоторые особенности научного метода, под­водит его к вопросу о том, как можно найти абсолютно очевид­ные и определенные предпосылки для дедуктивной философской системы. Ответить на этот вопрос позволяет методическое сомне­ние. Оно является средством исключения всех положений, в кото­рых мы можем логически сомневаться, и средством поиска поло­жений, которые логически несомненны. Именно такие бесспор­ные положения мы можем использовать в качестве предпосылок нашей дедуктивной системы.

Методическое сомнение, таким образом, нацелено на нахож­дение не того, в чем обоснованно или необоснованно можно сомне­ваться, а того, в чем логически возможно сомневаться. Методиче­ское сомнение является способом (методом) исключения всех утверждений, которые не могут быть предпосылками дедуктив­ной философской системы.

1) Вначале он рассматривает философскую традицию. Можно ли в принципе сомневаться в том, что говорят философы? Да, отвечает Декарт. Это возможно потому, что философы действи­тельно были и остаются несогласными по многим вопросам.

2) Как обстоят дела с нашими чувственными восприятиями? Возможно ли логически сомневаться в них? Да, говорит Декарт и приводит следующий аргумент. Фактом является то, что иногда мы подвержены иллюзиям и галлюцинациям. Например, башня может казаться круглой, хотя впоследствии обнаруживается, что она квадратная. Следовательно, мы обладаем двумя противореча­щими друг другу чувственными впечатлениями об одной и той же
вещи. На практике мы доверяем одним ощущениям больше, чем другим. Мы убеждаемся в том, что, например, башня на самом деле оказывается квадратной, потому что она выглядит квадрат­ной, когда мы подойдем к ней ближе, хотя и выглядит круглой издалека. Более того, практически мы можем попросить других лю­дей проверить, правильно ли мы думаем, что мы видим. Следова­тельно, на практике мы не имеем, как правило, проблем с опре­делением того, является ли в действительности башня круглой или квадратной.

Но этот пример показывает, что наши чувства могут ошибать­ся и что мы не обладаем иными средствами проверки нашего чувст­венного впечатления, кроме как с помощью другого чувственного впе­чатления. Однако если может ошибаться одно чувственное впечат­ление, то тогда в принципе может ошибаться и другое впечатление, которое мы используем для проверки первого. И если мы пожелаем проверить это другое, «контрольное», впечатление, те мы должны снова использовать третье чувственное впечатление, которое также может быть в принципе ошибочным. Это может повторяться до бесконечности. Следовательно, логически возможно сомневать­ся во всех чувственных впечатлениях.

Итак, наши чувства не могут обеспечить нас абсолютно оче­видными предпосылками для дедуктивной философской системы.

3) В качестве особого аргумента Декарт указывает, что он не имеет критерия для определения того, находится ли он в полном сознании или в состоянии сна. Эти состояния определенно явля­ются чувственными восприятиями. По этой причине он может в принципе сомневаться в том, в каком состоянии он находится.

4) Наконец Декарт рассматривает логику, где он снова приме­няет методическое сомнение к используемому в ней критерию. У нас нет других способов проверки рассуждения, как прибегнуть к другим рассуждениям. И если может быть ошибочным первое рассуждение, то тогда могут быть ошибочными и другие рассуж­дения. Таким образом, мы, в принципе, можем сомневаться в логических аргументах.

Мы видели, что, применяя ме­тодическое сомнение, Декарт опровергает претензии философии, чувственного восприятия и логики на обоснованное знание. Ни один из этих видов знания не является абсолютно определенным для использования в качестве предпосылки в дедуктивной фило­софской системе, которую он хочет создать

Существует ли что-нибудь, в чем мы не можем сомневать­ся? Да, отвечает. Декарт. В принципе мы не можем сомневаться в том, что обладаем сознанием, и в том, что существуем. Даже если мы сомневаемся во всем, то не можем сомневаться в том, что мы сомневаемся, то есть в том, что обладаем сознанием и существуем. Мы, следовательно, имеем «кандидата», который выдержал испытание. В декартовой формулировке этот канди­дат имеет форму утверждения: «Я мыслю, следовательно, я суще­ствую»

Конечно, этого утверждения мало для построения целой де­дуктивной системы. Дополнительные утверждения Декарта связа­ны с его доказательством существования Бога. Из представления о совершенном он делает заключение о существовании совершен­ного существа, Бога.

Декарт исходит из того, что он имеет представление о Со­вершенном Существе, Боге, хотя сознает, что сам он не яв­ляется совершенным. В противном случае он не был бы пе­реполнен сомнением и неопределенностью. (Совершенному существу не были бы известны сомнение и неопределенность, которые присущи Декарту). Далее он предполагает, что следствие не может содержать больше, чем содержится в при­чине. (Когда нечто причиняет другое, то в этом другом не мо­жет содержаться больше того, что есть в причине). Он интерпретирует это так, что представление о Совершенном Существе не может быть порождено чем-то несовершенным (так как он рассматривает представление о совершенстве как совершенное представление). В силу того, что он сам является несовершенным, он не может быть причиной этого представления. Этой причиной может быть только Совершенное Существо. Поскольку Декарт действительно об­ладает представлением о Совершенном Существе, то это пред­ставление должно быть, следовательно, причинено Совер­шенным Существом, то есть Богом. Следовательно, Бог суще­ствует.

Две самостоятельные сущности: «мышление» и «протяженность».

Мышление» в итоге оказывается у Декарта самостоятельной сущностью, или субстанцией.

Второй субстанцией, составляющей основу нашего мира, является «протяженность» (т.е. все, что обладает таким свойством). Двойственным мир оказывается потому, что между двумя субстанциями нет ничего общего. Между ними нет и гра­ниц. Мысль не может ни ограничить протяженную вещь, ни вообще как-либо взаимодействовать с ней, равно как и наобо­рот. Они как бы свободно проникают друг в друга, не соприка­саясь. (Это типичный пример философского дуализма.) Но как же мышление и протяженность (идеальное и материальное) согласуются в человеке? Тут Декарт вынужден постули­ровать, что мышление с бытием может объединить лишь сам Бог.

Правила рационалистической методологии Декарт считает, что основ­ные разумные идеи нашей души не приобретенные (хотя есть и такие), а врожденные. Человек усматривает их «внутренним зрением», т.е. интеллектуальной интуицией в силу их отчетливо­сти, ясности, самоочевидности. Таковы, в частности, идеи Бога, пространства, времени, суждения типа «целое больше части» и т.д. Пользуясь далее точно сформулированным методом и правилами логики, считает Декарт, из этих идей можно вывести всё остальное знание.

Общие правила рационалистической методологии Р. Декарт определяет следующим образом:

(1) допускать в качестве исходных положений только то, что
самоочевидно и не дает никакого повода к сомнению;

(2) сложную проблему следует разлагать на отдельные, пре­
дельно простые задачи (правило анализа);

(3) последовательно переходить от выделенных в анализе
простых и самоочевидных элементов ко все более слож­ным (правило синтеза);

(4) составлять полные, без пропусков перечни исследуемых
элементов.

Таким образом, интеллектуальная интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого - основной путь познания. В своей рационалистической методологии Р. Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к частным положениям.

Сомневаться может любой нормальный человек. При этом сомнения могут быть и отрицательными, и положительными.

К примеру, вы решили открыть в вашем городе какое-нибудь заведение, скажем кафе или ресторан. Вы продумываете алгоритм своих действий и прикидываете, а сможет ли ваше кафе конкурировать с остальными подобными заведениями или их уже предостаточно в городе. Таким образом, вы бережете себя от бессмысленного вложения денег. Такие сомнения — это отголосок здравого смысла.

Или вы решили отправиться в путешествие, купили автомобильные наборы , все организовали, но не можете избавиться от навязчивого панического состояния что что-то случится в ваше отсутствие на работе. Вы пока еще ничего не знаете, но уже предчувствуете.

Негативные сомнения представляют собой возникновение иных мыслей. Например, «Я не смогу, потому что я недостаточно умен для бизнеса, не всем это дано, я человек другого склада ума». Такие не опирающиеся на логику мысли способствуют тому, что человек попросту упускает свою возможность самореализации и перспективы.

В чем же причина таких сомнений?

1. Уверенность в том, что результат будет отрицательным. Зацикливаясь на своих прошлых неудачах, человек становится неуверенным в себе и в своих силах. Он думает, что ему бессмысленно что-либо предпринимать, потому что у него все равно ничего не получится и, таким образом, сковывает себя, выбирая действию бездействие.

2. Также одним из источников негативных мыслей является слишком чувствительное отношение к мнению окружающих, зависимость от него. Не смотря на то, что общество важно для развития человека как социального существа и имеет определенное влияние на него, не следует забывать о своем мнении и о своих истинных желаниях. Просто нужно не впадать из одной крайности в другую и найти золотую середину.

3. Любовь к чрезмерным размышлениям. Это приводит к тому, что человек, размышляя обо всем на свете, живет не в настоящем, а в своих воспоминаниях, фантазиях.

4. Удовлетворение нынешним состоянием дел приводит к тому, что человек не хочет рисковать своим спокойствием и предпочитает оставить все как есть.

Как можно избавиться от своих сомнений и начать действовать?

Сначала нужно уяснить, что поставленная перед собой задача вполне решима. Искоренение сомнений требует последовательного подхода. Нужно стараться быть как можно более практичным. Следует тщательно изучить предстоящее дело на наличие плюсов и минусов, рассмотреть различные пути решения проблемы, отнестись ко всему трезво и холодно.

Что предпринять?

1. Использовать записи. Они позволят вам рассмотреть проблему более наглядно со стороны, организуют вас и будут способствовать аналитическому мышлению.

2. Забыть старые промахи и неудачи. Лучше смотреть на проблему новым взглядом. А из прошлого вспоминать только позитивный опыт, удавшиеся дела.

3. Положительные эмоции. Найдите источник вдохновения, общайтесь с интересными доброжелательными людьми, старайтесь не зацикливаться на сомнениях.

Публикации по теме